Ника - имя греческой крылатой богини победы.
Nike - имя американской компании, производящей всемирно известные спортивные товары. Штаб квартира компании находится в штате Орегона, городе Бивертон.
Председатель совета директоров компании Фил Найт. Президент - Марк Паркер.
Марки продукции: Nike, Air Jordan, Nike Golf, Total 90, Team Starter и другие.
Компании, создающие товары под брендами Converse, Cole Haan, Bauer также контролирует Nike.
Основатели компании - два студента орегонского университета. Один из них спортсмен - бегун Фил Найт, второй - его спортивный тренер Билл Боуерман. История развития и взлета Nike неразрывно связана с их именами.
1964 год. Американская спортивная обувь была низкого качества и стоила дешево, всего 5 долларов. Спортсмены во время тренировок и выступлений зарабатывали кровавые мозоли на ногах. Высоким качеством славилась германская обувь, но и цена ее была в шесть раз выше. Партнеры Найт - Боуерман разработали свою концепцию выпуска высоко качественной обуви. Им пришла в голову идея: проектировать обувь в Америке, производить в Азиатском регионе, в частности в Японии, из-за дешевизны рабочей силы и сбывать снова в Америке по более низким, чем западногерманские кроссовки, ценам. Первыми кроссовками торговали прямо с грузовика у беговых дорожек стадиона. К 1964 году Найт заработал на продаже кроссовок 8 тыс. долларов и продолжил сотрудничество с японцами. Этот проект они назвали Blue Ribbon Sports.
В 1965 году компаньоны меняют имя компании, они присваивают ей имя крылатой греческой богини победы Ники, якобы увиденной менеджером компании во сне. Но оправдание компании имени Ника относится к концу 60-х, началу 70-х годов.
70-е годы ознаменовались фитнес - революцией и модой на бег трусцой, что явилось стимулом для быстрого и успешного развития бизнеса. К этому времени Найт продал кроссовок на 1 млн. долларов.
В это же время в 1971 году студентка - дизайнер Портлендского университета Каролин Девидсон за скромный гонорар - всего 35$ - разработала для мало известной пока фирмы эмблему: "росчерк", символизирующий крыло богини. Это логотип, ныне всемирно известный, получил название SWOOSH, приближенно в русском переводе "пролетающий со свистом". С этого время начинается взлет фирмы. Своим девизом Фил и Билл взяли фразу "Just Do It" (просто делай это). И они сделали это. Диапазон узнавания необычной эмблемы фирмы быстро расширялся. "SWOOSH" стал всемирно известным и модным брендом.
1975 год стал поворотным в истории развития компании. Билл Боерман модернизировал свои кроссовки Nike. Он решил сделать их подошву рифленой, как вафельница его жены. Билл немедленно претворяет свою идею в жизнь и предлагает спортсменам испытать обувь с "вафельной" подошвой. Результат оказался ошеломляюще успешным, так как рефренная подошва улучшила толчок бегуна и уменьшила вес кроссовок.
Фурор произведенный этим рациональным изобретением позволяет Nike выйти в лидеры мировой индустрии. Его доля в мировом рынке составляет 50%. Впереди только один конкурент - фирма Reebok, но Nike руководствуется принципом: "реклама - двигатель торговли". А реклама Nike - это всегда вызов.
В 1984 году Nike предпринимает беспрецедентную по тому времени рекламную компанию с участием баскетбольной звезды NBA Майкла Джордона. Фирма заключает с ним контракт на рекламу своих баскетбольных кроссовок черно-красного цвета. Это был беспроигрышный вариант. Цвета кроссовок запрещали в NBA, поэтому с каждым выходом Джордана на поле возникала скандальная ситуация, связанная со штрафами за каждую игру. Но публика обожает скандалы, это только привлекло и повысило внимание баскетбольных болельщиков. Американские подростки бредили кроссовками "короля воздуха" Air Jordan.
В результате доходы компании выросли с 870 млн. до 4 млрд. долларов в год. Фигура Джордана стала частью культуры Nike.
Nike начинает менять стиль деятельности. Вместо интуиции практикуется жесткий учет и изучение рынка. Найт, как генеральный директор решает, что кроме обуви компания должна выпускать одежду, головные уборы, футбольные мячи, часы и другие спортивные аксессуары.
Как один из важнейших рекламодателей, Nike делает ставку на телерекламу, в которую помимо Джордана приглашаются и другие звезды: спортивные и из мира искусства.
Известно, что становится не модным то, что доступно тысячам людей. И в 1998 году Nike несколько теряет свою популярность. Но руководство компании предвидело такие моменты и приняло все необходимые меры к восстановлению своей популярности. Найт открывает новую линию продукции - ACG - "всепогодные принадлежности", а также производит реконструкцию бизнеса: создает отдельные линии: Nike, Golf Nike, Hockey Blue, Ribbon Sports Jordan и другие.
Все-таки нестабильность экономики в 1998 году спровоцировала некоторое ухудшение финансового состояния компании. Впервые за 13 лет Nike понесла ощутимые убытки в сумме 67,7 млн. долларов, положение осложнялось скандалом вокруг разницы между условиями труда на фабриках оплатой труда. Разрыв между прибылями "Найк" и социальным положением рабочих в Азиатском регионе был слишком велик и очевиден.
Но компания успешно справляется и с этими трудностями.
В феврале 2000 году Найт запускает новый проект "Альфа". Продукция этого проекта широко рекламируется в Интернете. Правда, к этому времени из большого спорта, а следовательно из большой рекламы уходит Майкл Джордан. Однако компания не теряется и приглашает известного гольфиста Тайгера Вудса. С ним заключается самый выдающийся в истории спорта контракт: сроком на 5 лет на сумму 100 млн. долларов, оказывающийся очень плодотворным. Уже в том же 2000 году Вудс выигрывает Отрытый чемпионат США с фирменным мячом Nike.
Вообще каждый спортсмен приглашенный Nike в рекламную компанию, как будто получал счастливый билет. Поэтому каждый, кто хоть раз видел этих "богов" рекламы в спортивной форме со SWOOSH, непременно хочет примерить эту форму на себя.
Не обходит Nike своим рекламным вниманием и крупными контрактами и сферу футбола. Почти все известные футбольные клубы имеют контракты, заключенные с Nike.
Товары Nike достигли и пределов России, где компанию представляет ООО "Найк".
Она поставляет продукцию Nike для распространения через розничные сети компаний - партнеров. С 2004 года американцы отказались от услуг посредников, и сами занялись рынком сбыта своей продукции.
На российских рынках Nike, согласно экспертным оценкам, отстает от лидирующих Adidas и Reebok.
Алфавитный указатель:
Полный список: женская одежда / мужская одежда / аксессуары / белье / обувь
|